«Настоящее счастье для шахтёра — увидеть солнце», — ветеран Пётр Черкасов
Ни чинов, ни регалий не нажил я,
И сундук не трещит от вещей,
Только годы рабочего стажа.
Вот и все, что в котомке моей.
Не герой положительной повести,
Не плакатной души человек –
Жил я все-таки очень по совести
В свой крутой и решительный век!
Так просто и скромно говорит о своих прожитых 76 годах житель поселка Юбилейный, ветеран шахтерского труда Пётр Викторович Черкасов. Всю жизнь он посвятил работе на шахте, за что имеет множество наград и званий: Почетный шахтёр СССР, Заслуженный шахтёр Украины, полный кавалер знака «Шахтёрская слава».
Родом Пётр Викторович из села Березовка Воронежской области. Его отец был капитаном танковых войск, а мать простой сельской труженицей, работала в колхозе на полях. Окончив восьмилетнюю школу, Черкасов 2 года в селе «крутил кино». На тот момент популярными были фильмы о войне и стахановском движении. Пётр Викторович вспоминает, что именно эти фильмы и повлияли на выбор его профессии. Вдохновившись подвигом Стаханова, он принял решение попробовать себя в роли шахтёра.
«Зародилась такая мысль поехать в Донбасс и попробовать себя в этой специальности, стать шахтёром. К тому времени здесь на шахте Белореченской работали трое моих двоюродных братьев. Приехал я к братьям 17-летним парнем, а на шахту еще нельзя было, по возрасту не брали. И вот год до совершеннолетия работал разнорабочим на лесном складе и только потом взяли на шахту. Начинал учеником проходчика, потом стал проходчиком. Были хорошие учителя», — вспоминает о начале своего трудового пути Пётр Черкасов.
Решение сына уехать в Донбасс и работать на шахте мать восприняла положительно. Ведь в то время уехать из колхоза было очень сложно и удавалось не каждому. Молодежь старалась любыми способами вырваться ближе к городу. В 1964 году Пётр Черкасов приехал в поселок Белореченский к братьям. В июле 1965 года он впервые опустился в шахту и увидел проходческий забой. Со временем, поднабравшись опыта и навыков, молодого горняка поставили звеньевым проходческой бригады. Отдельной страницей в жизни Петра Черкасова стала служба в армии – в воздушно-десантных войсках. Ему пришлось участвовать в трагических событиях, которые происходили в 1968 году в Чехословакии.
«Наш полк бросили в город Брно, была поставлена задача: взять под контроль город и продержаться трое суток, а потом к нам на смену должны были подойти войска стран участников Варшавского договора», — рассказывает горняк.
По словам Петра Викторовича, свою задачу они выполнили даже раньше установленного командованием срока. После возвращения в Союз сто человек из полка, в том числе и Черкасов, за проявленную отвагу и умелые действия в боевой обстановке были досрочно уволены в запас. И вот он снова вернулся на шахту в родной коллектив.
В 1975 году узнав, что вводится в строй шахта-гигант Ворошиловградская №1, (ныне шахтоуправление «Луганское»), Черкасов не задумываясь перешел работать туда. С первого дня на новой шахте возглавил бригаду проходчиков. Говорит работал на горизонтах 530 и 700 метров.
«Бригада была хорошая, сильная, дружная. Многие хотели попасть в бригаду Черкасова. В то время работалось с огоньком, задором, все рвались работать и зарабатывать. Был большой наплыв желающих. Для шахтеров строились квартиры, горняки становились в очереди на получение машин», — вспоминает ветеран труда.
Говорит, что на шахте неоднократно приходилось участвовать в ликвидации аварий, его бригаду даже временно переводили на другую шахту: помогать проходчикам разбирать завалы, чтобы запустить процесс добычи черного золота. Бывало и такое, что приходилось на себе выносить травмированных парней и даже погибших. А перед выездом на-гора после одной из смен и сам получил травму: породой отбило палец. Неоднократно хотел сменить профессию, но что-то все время удерживало так и проработал на «Луганской» более 33 лет.
«Были такие моменты: пришел с работы, ночью телефон звонит – авария. В 2 часа ночи встаешь и идешь на шахту. Весь мир спит думаю, всё ночью отдыхает, а шахтеры работают. Иду и думаю, что сейчас всё устраним, выеду с шахты и напишу заявление. А потом выезжаешь: солнце светит, птицы щебечут и думаешь, жизнь же прекрасна. Работаем дальше», — смеется Черкасов.
На этой шахте проработал до 60-ти лет и только потом принял решение уволиться. Решиться на этот шаг было тяжело, учитывая, что шахта и ее коллектив стали вторым домом и семьей. Говорит, первое время после увольнения по ночам снилась работа, а утром – по привычке рано просыпался с мыслью не опоздать на смену. Но со временем привык к новому ритму жизни и нашел занятие по душе. В свои 76-ть каждое утро обязательно ездит на велосипеде и иногда играет на гармони, которую еще в юности привез с собой из колхоза.
Сегодня Пётр Викторович ждет в гости дочку с внучкой и готовится отмечать свой профессиональный праздник – День шахтёра.
«Это мой праздник, обязательно буду отмечать его. Этому отдана вся жизнь, он уже впитался в кровь. Много приходят молодых ребят, но не все остаются работать: сменный режим, нагрузка, колоссальные усилия надо прилагать, чтобы смену отработать. В шахте могут работать люди крепкие духом и характером, и поэтому существует выражение – такой шахтерский характер. А для шахтера настоящее счастье подняться на поверхность и увидеть солнце»,- такими словами подытожил беседу ветеран шахтерского труда Пётр Черкасов.